Две школы Кампо: Госэйха и Кохоха

Школа Госэйха (Школа современного развития медицины) развилась в результате двенадцатилетнего визита Санки Тасиро (1465-1537) в Китай с 1486 по 1498 г. Во время своего пребывания в Китае он испытал мощное влияние медицинской школы, известной под названием Цзинь-Юань. Название отсылает нас к двум династиям из северных племён: Цзинь, мирно сосуществовавшей с южной династией Сун, и Юань, то есть монголам, контролировавшим практически весь Китай. Из ведущих врачей периода Цзинь-Юань на Санки Тасиро повлияли, в частности, Ли Гао (он же Ли Дуньюань, 1180-1251) и Чжу Данси (1281-1358), основатели школ «селезёнки и желудка» и «питательного Инь». Названия школ отражают ту поддерживающую терапию, которой основатели школ придавали первостепенное значение. Существовали ещё две школы, делавшие упор на очищение от жара и скверны. Помимо рекомендаций по лечению травами, врачи периода Цзинь-Юань работали над дальнейшим развитием системы Пяти Элементов и связанных с ними понятий пяти органов цзан и шести органов фу (органов, подвластных, соответственно, началам Инь и Ян), а также влиянием окружающей среды на здоровье. В силу этих составляющих теории много внимания уделялось размышлениям о взаимодействиях внутри организма, а также о взаимодействии организма и окружающей среды (в том числе организма и предписанных трав). Эти размышления легли в основу методов школы Госэйха. Эта школа также испытала влияние неоконфуцианства, ставшего в Китае той эпохи ведущим философским течением, во многом благодаря Чжу Си (1120-1200).

Школа Госэйха начиналась скромно, но в XVI веке получила существенное распространение благодаря многим ученикам и последователям Тасиро. Это распространение продолжилось и в XVII веке. Ключевым деятелем школы Госэйха можно считать Манасэ Досана (1507-1594), ученика Тасиро, автора восьмитомного труда Кэйтекисю («Учебник по терапии внутренних заболеваний») и основателя Кэйтеки-Ин, частной медицинской школы в Киото. Он придерживался мнения, что при лечении острых заболеваний следует полагаться в основном на формулы Шанхань Лунь, но для лечения хронических болезней подходят предписания школ Цзинь-Юань, в первую очередь, две школы поддержки организма Ли и Чжу. Он также предупреждал, что растительные лекарственные средства обладают некоторой естественной токсичностью, и при их применении следует соблюдать осторожность. Сын Досана, Гэнсаку, также стал видным практиком Кампо. Он написал Игакутэнсэйки, сборник клинических случаев, включавший в себя истории знаменитых людей. Основу школы Госэйха иногда называют «медициной Досан».

Благодаря школе Госэйха в практике Кампо стала использоваться новая группа прописей. В обиход вошли формулы Ли Гао и Чжу Дань Си. Однако более важным нововведением стали формулы из книги Тайпин Хуэйминь Хэйцзицзюй Фан, изданной в 1110 году. Эта книга, созданная по приказу императора династии Сун под руководством придворного врача Чэня Шивэня, содержит большое количество формул. Во время работы над этой книгой Китай переживал всплеск интереса к Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ. Не удивительно, что многие из формул, приводившихся в Хэйцзицзюй Фан, совпадали по сочетанию ингредиентов и структуре с теми, что приводились в более ранних трудах. Из многочисленных традиционных китайских сочетаний трав, активно применяемых в наши дни, в этой книге берут начало комбинация четырёх основных трав (Си Цзюнь Цзы Тан), комбинация Тан-куэй-четыре (Сиу Тан), а также сочетание володушки и Тан-куэй (Сяо Яо Сан). Формулы Хэйцзицзюй Фан так же широко вошли в обиход, как формулы Шанхань Лун, что придало новый импульс практике Кампо.

Постепенно появилось течение, не принимающее спекулятивной логики учений Цзинь-Юань. К примеру, основоположник Цзинь-Юань, Чжан Юаньсу (1151-1234), предполагал, что каждый растительный компонент для влияния на тот или иной орган поступал в организм через один или несколько связанных с ним специфических каналов (меридианов). Ученик Чжана Ли Гао также поддержал эту идею. Эта концепция находит отражение даже в современных руководствах по медицине: за описанием природы и вкуса растительных компонентов обычно приводится список затрагиваемых меридианов. Однако концепция встретила возражения как в Китае, так и в Японии. Гипотезы этой теории считаются оторванными от практики. Считается также, что она слишком сильно полагается на жёсткую привязку к теориям Пяти Элементов и цзан-фу органов без наблюдения клинических эффектов. Сегодня, несмотря на перечисление «входных меридианов» растительных компонентов в соответствующих текстах, медики редко полагаются на эти сведения при выборе растительных препаратов в клинически важных случаях.

В Японии появилась новая школа, отрицающая медицинские реформы Цзинь-Юань и предпочитающая опираться на практические знания и более ранние учения (например, на учения времён династии Тан). Это была школа Кохоха (Школа классических формул). Последователи школы Кохоха также отрицали неоконфуцианство, предпочитая первоначальные постулаты Конфуция. Вскоре эта школа не столько стала равноправным конкурентом школы Госэйха, сколько заменила её. Многие представители школы Кохоха делали упор на учениях и формулировках Шанхань Лунь, то есть возвращались к самому древнему и надёжному из классических текстов. Однако другие не стали жёстко придерживаться этого источника и остались открытыми для новых формулировок, таких как Хэйцзицзюй Фан.

Одна из основных характеристик этой школы – опора на теорию, получившую в наши дни название «теория подтверждения» (другое название — «теория соответствия»). При таком подходе для комплекса симптомов и признаков (кит. «чжэн») болезни находится соответствующая древняя формула. Это делается без промежуточных рассуждений, типичных для школы Госэйха с её анализом начал Инь и Ян и Пяти стихий. Многие современные практики Кампо сохранили этот принцип.

В этот период были разработаны две специфических концепции о причинах болезни и её лечении. Один из подходов основывался на проблеме застоя энергии Ци, а другой – на влиянии конкретного внешнего яда. Ранний деятель этой школы, Гондзан Гото (см. табл. 2), особенно подчёркивал, что развитие болезни связано с проблемами циркуляции энергии Ци. Он замечал, что некоторые люди оставались здоровыми, несмотря на жёсткие погодные условия (внешние причины болезни согласно китайской системе), и не страдали от болезней, вызванных сильными эмоциональными переживаниями (внутренними причинами болезни согласно китайской системе). Однако другие легко поддавались неблагоприятным влияниям, и, по его предположению, причиной такой восприимчивости был застой Ци. Поэтому для профилактики и лечения болезней он применял разнообразный набор техник для преодоления застоя Ци, в который входило не только лечение травами.

Другое своеобразное понимание болезни связывается с наиболее видным деятелем школы Кохоха, Тодо Ёсимасу (1702-1773). В его понимании существовал единственный основной токсин, проникающий в организм и вызывающий все болезни. Различия между болезнями и их симптомами, по его мнению, существовали из-за того, что один и тот же яд действовал в разных областях организма. Он придавал огромное значение китайской системе диагностики брюшной полости, уже практически забытой в самом Китае. Он считал, что отравленное место проще всего можно было определить по состоянию брюшной полости. Ёсимасу написал книгу Рудзиухо (Указания по предписаниям Кампо), в которой он заново классифицировал формулы Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ. По его мнению, сами прописи были очень ценны, но от сопутствующей теории разделения типов болезней на «инь» и «ян» следовало отказаться. Многие практики Кампо до сих пор во многом опираются на концепцию связи между некоторыми симптомами в брюшной полости и соответствующими формулами из Шанхань Лунь или Цзиньгуй Яолюэ. Ёсимацу также написал Якучо («Характеристики трав»), до сих пор остающуюся важным трудом по истории Кампо.

Обе эти теории о причинах болезней были такими же умозрительными, как и теории школы Госэйха. Однако рекомендуемые терапевтические подходы основывались на эмпирических наблюдениях и практических методах и поэтому не считались отступлением от фундаментальных принципов школы Кохоха. Столетие спустя в Китае получило распространение движение, сходное со школой Кохоха. Во главе этого движения стоял Цзоу Шу (1790-1844), автор Бэнь Цзинь Шу Чжэн («Справочник по медицине – классические комментарии и благодарности», завершён в 1837, издан в 1849 году). Его книга была реакцией на изданную в 1700 году Бэньцао Шу, которая, по его мнению, содержала слишком много медицинских теорий Цзинь-Юань в пренебрежение практическими предписаниями Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ и трудами Суня Симяо. Он хотел совместить теоретическую и практическую информацию и избежать нарастающей тенденции к затемнению понимания растительных средств и их сочетаний.

Существенное влияние на школу Кохоха, во всяком случае, на практиков, не придерживающихся исключительно трудов Чжана Чжунцзиня, оказал труд китайского врача Гуна Тинсяня (1522-1619) Ваньбин Хуэйчунь (1587). Этот труд написал его ученик Дай Маньгун, впоследствии переехавший в Японию. Ещё одним китайцем, переехавшим в Японию, был Ма Жунью, учёный школы Нэй Цзин. Его сын был учеником Гуня Тинсяна и внёс вклад в его наследие.

Предписания Гуна в большой мере основывались на принципах Шанхань Лунь, Хэйцзицзю Фан и других древних текстов. Он составил длинные сочетания из более ранних и коротких формул и добавил некоторое количество трав, получивших в те времена широкое распространение (в основном средства для понижения жара, выведения токсинов и снятия опухолей; он работал во время активного развития концепции эпидемических «тёплых болезней»). Хороший пример формул Гуна – комбинация Тан-куэй и гардении (Вэнь Цин Тан). Это сочетание восьми трав, состоящее из четырёхтравной комбинации (комбинация коптиса и щитка) из «Предписаний экстренной медицины» Гэ Хона (340 н.э.) и четырёхтравной формулы из Хэйцзицзю Фан (комбинация Тан-куэй-четыре). Комбинация Тан-куэй и гардении, в свою очередь, послужила основой для более обширных рецептов, например, комбинации гардении и Vitex (Си Гань Мин Му Тан), в которую Гун включил мяту, схизонепету, платикодон, гипс, кассию и другие травы, применявшиеся в составе жаропонижающих средств.

Формулы Гуня — одно из последних существенных дополнений, внесённых в эту медицинскую систему. После этого Кампо стало устоявшейся японской медицинской традицией, независимой от Китая. В этот период Япония продолжала ввозить медицинские труды, включая Бэньцао Ганму («Краткое руководство по траволечению») Ли Шичжэня, впервые появившееся на островах в 1607 году, но Кампо продолжала развиваться своим путём. Некоторые новые формулы были выведены японскими практиками, такими как Сохако Асада и его последователи, но большинство формул, на которые опиралась Кампо, пришли из Китая вплоть до трудов Гуна Тинсяня. Как только Кампо к концу XVI века приобрело статус сильной и независимой системы, в Японию пришла западная медицина, постепенно приведшая к упадку практики Кампо.

 

Ознакомится со всем перечнем товаров, вы можете перейдя по этой ссылке Витамины и лекарственные препараты

X
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Я, субъект персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» предоставляю ООО «Оздоровительно-лечебный центр «Бу Шэнь» (далее - Оператор), расположенному по адресу Московское шоссе 4, строение 2, согласие на обработку персональных данных, указанных мной в форме веб-чата и/или в форме заказа обратного звонка на сайте в сети «Интернет», владельцем которого является Оператор.

  1. Состав предоставляемых мной персональных данных является следующим: ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.
  2. Целями обработки моих персональных данных являются: обеспечение обмена короткими текстовыми сообщениями в режиме онлайн-диалога и обеспечение функционирования обратного звонка, а так же информирования покупателей о акция и скидках данного интернет сайта.
  3. Согласие предоставляется на совершение следующих действий (операций) с указанными в настоящем согласии персональными данными: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).
  4. Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставление Оператору какой-либо информации о себе, не являющейся контактной и не относящейся к целям настоящего согласия, а равно предоставление информации, относящейся к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни запрещено.
  5. В случае принятия мной решения о предоставлении Оператору какой-либо информации (каких-либо данных), я обязуюсь предоставлять исключительно достоверную и актуальную информацию и не вправе вводить Оператора в заблуждение в отношении своей личности, сообщать ложную или недостоверную информацию о себе.
  6. Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.
  7. Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  8. Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.
Записаться



Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ
«О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия Пользовательского соглашения


Приобрести