О СВЯЗИ ЗВУКОРЯДА СО СТРОЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА (на примере китайского звукоряда Люй Люй) Ахметсафин А.Н. 1. Подобно античной музыке, имевшей универсальное космическое значение (эстетика пифагорейцев), музыка древнего Китая основывалась на космологических теориях. Она реализовывалась посредством пентатоники (У Инь), и двенадцатеричной ладовой системы Люй Люй (Хуан Чжун), выполняя, по мысли древних, функцию своеобразного экологического посредника между человеком и космосом (см. «Ши цзи», IV, гл. 24, 25). Еще в глубокой древности законы музыкальной акустики были математически оформлены и детально изложены в ряде текстов («Ли цзи», «Ши цзи» и др.). Однако, сохранилось очень мало сведений о природе связи музыки с человеком. Обыкновенно утверждается, что она осуществляется через «сердце» (синь), «внутренние органы» (цзан): «… мелодия и музыка в целом потрясают наши органы и воздействуют на кровь, проникают в глубины души…» («Ши цзи», IV, гл.24). Здесь следует уточнить, что в китайской медицине орган и соответствующее психо-эмоциональное состояние тесно связаны. 2. Особенность китайской письменности такова, что знак этимологически восходит к изображению обозначаемого предмета, события и т.д. Это видно и в графике иероглифов составляющих термин Люй Люй (звукоряд). Верхний знак- Люй. Слева изображен идущий человек- идея ритмического движения шагами; справа- правая рука держит вертикально кисть для письма- идея подчиненной связи- кисть для письма послушна движению правой руки. Основные значения знака- ритм, следовать (покорно). Нижний знак- Люй (гомофон предыдущего). Здесь два предмета соединены между собой по вертикали. Комментаторы утверждают, что это позвоночник (соединены связкой два позвонка). Основные значения: позвоночник, лады струнных инструментов. Заметим, однако, что китайская медицина к «позвоночнику» не относит крестцовый и копчиковый отделы (это отдельная структура Вэй Люй). Таким образом, Люй Люй- это название древней темперированной (Люй- ритм) ладовой (Люй- лад) системы, устройство которой аналогично структуре вертикальной оси человека- позвоночнику. 3. Существенным аргументом в пользу такой аналогии является и очевидная антропоморфность некоторых музыкальных инструментов, например: гитары центрально- африканского народа мангбету, антропоморфные арфы из Заира и др. Более высокие тоны расположены в них ближе к «голове»- резонатору, а низкие- к «крестцу», т.е. к верхнему порожку и колкам (система регулировки натяжения струн). 4. Еще один аргумент- данные антропометрии: a) Средняя длина позвоночника около 77 см (включая крестец и копчик). Этой же величине равна сумма длины «китайского» позвоночника и расстояния от основания черепа (затылочная кость) до геометрического центра черепной коробки- это «мензура» человека. Скорость звука в воздухе при нормальных атмосферных условиях- 340 м/сек., т.е. резонансная частота вертикального «резонатора» тела (по воздуху) 340:0,77= 440 Герц, что соответствует тону Ля 1-ой октавы (величина индивидуальная); b) Половина «мензуры» (Ля 2-ой октавы) соответствует уровню акупунктурных точек Цзюэ Инь Шу, связанных, прежде всего с сердечной деятельностью, далее с половыми органами (внизу) и оболочками мозга (вверху- «орган» Синь Бао); c) Расстояние между ушами (между наружными слуховыми проходами) равно 19 см- это четверть «мензуры» (Ля 3-й октавы).